К концу XVIII в. на пространствах юга Западной Сибири сформировался Колыванский горный округ с десятками заводов, шахт, рудников, приисков. Первые проекты Гурьевского завода относятся к 1812 г. Для него было выбрано место на речке Начата в 9 верстах от Гавриловского посада. В 1816 г. завод уже работал. Первая плавка была проведена в день святых мучеников Дмитрия и Гурия, а потому ему дали имя — Гурьевский.
Это был кабинетский казенный завод. Им управляла Салаирская горная контора. Одновременно шло строительство рабочего поселка. В 1818 г. в нем проживало около 500 человек, а в 1830 г.— почти 900. Вначале жильем слркили землянушки, а потом и деревянные дома. В первое десятилетие здесь развивалось сереброплавильное производство. В дальнейшем профиль завода изменился. Это было связано с появлением новых отраслей хозяйства в крае. Началась угледобыча, открылись золотые прииски. Потребовались чугун и железо. Завод стал осваивать новое производство. В 1826 г. была пущена первая печь по выплавке чугуна. Затем появилась кричная (металлургическая) фабрика. Гурьевский чугунолитейный и железоделательный завод был примечателен своею высококачественной продукцией. Здесь формируется знаменитая гурьевская школа литейщиков. Заводские мастера не только плавили отличный металл, но и веселили душу всякими диковинными поделками. Их изделия пользовались большой известностью, а на всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. Гурьевский завод был удостоен серебряной награды. Одно время завод возглавлял изобретатель паровых двигателей С.В.Литвинов. При нем формируются традиции новаторства и изобретательства. Этому способствовали и установленные связи с уральскими заводами. Под руководством П.П.Аносова началось производство сибирского булата, по утверждениям знатоков, лучше злато-устовского. В 1860 г. вступил в строй машиностроительный завод. Рабочие Гурьевска стали первыми машиностроителями Сибири, выполнявшими сложные заказы заводов и рудников Алтая. Частные предприниматели долгое время не допускались в пределы горного округа. Правительство же к началу XX в. утратило к заводу всякий интерес. После 1907 г. он практически перестал работать. В 1913 г. был продан акционерному обществу Кузнецких каменноугольных копей за бесценок. Одно только железо, имевшееся на заводе, стоило намного дороже того, что заплатили акционеры за все предприятие. Начавший действовать завод был снова остановлен в годы гражданской войны. Возрождение началось в 1921 г., когда построили вепсу от Гурьевска до Белове, соединившую завод с магистралью Кузбасса. Восстановительные работы велись под руководством Г.Е.Казарновского. Завод превратился в металлургическое предприятие. Металлургия была переведена с древесного угля на каменный. Впервые в доменной печи был получен ферромарганец. С 1929 г. Гурьевск стал составной частью Кузнецксгроя, но заводская продукция шла почти на все стройки страны. Расширялось его производство, открылись цеха по производству вагонных и паровозных пружин, сконструирована машина для беспрерывной разливки стали. После Великой Отечественной войны был налажен выпуск легированной стали. Современный Гурьевск — крупный промышленный город, исторический центр индустрии Кузбасса. Городом он стал в 1938 г. В 1970 г. в нем проживало 27 тыс. человек. Память гурьевских металлургов хранит музей, открытый в 1959 г. Герб города Щит рассечен дважды. В центральном червленом гците стилизованный сталеразливочный ковш, золотой. Боковые поля лазуревые. В зеленой оконечности три золотые ели. Поля окаймлены серебром.