Известно, что города со звучным названием «Звенигород» существовали в Древней Руси — в Киевском и Черниговском княжествах. Предполагается, что, как это тогда было принято, такое же название дал Юрий Долгорукий и одному из основанных здесь поселений (Звенигород — ровесник Москвы). Древний кремль располагался на высоком холме. С юга — .Москва-река, с трех других сторон — глубокие овраги и земляные валы от двух до восьми метров с деревянными укреплениями. Единственный вход — с севера. Небольшой городок (или княжеский замок?) в начале XII в. стал крайним северо-восточным пунктом Черниговского княжества. Однако впервые письменный источник — духовная грамота Ивана Калиты — упоминает Звенигород лишь в 1339 г. и уже в составе Московского княжества как центр обширного Звенигородского удела, просуществовавшего до 1492 г. Но из долгой его истории особенно памятен нам рубеж XIV — XV вв., когда в Звенигороде были сооружены два памятника раннего московского зодчества: Успенский собор на Городке и Рождественский в основанном в 1398 г. Саввино-Сторожевском монастыре. Их иконы и фрески связывают с именем Андрея Рублева. Это было время расцвета города, несмотря на разорение его в 1382 г. Тохтамышем и в 1408 г. Едигеем.
Позднее Звенигород вступает в длительную полосу противостояния с Москвой в борьбе за великое княжение. Звенигородский князь Юрий Дмитриевич дважды, в 1433 и 1434 гг., сидел на московском престоле. Феодальная война закончилась окончательным присоединением города к Москве, а на рубеже XV — XVI вв. его трижды жаловали татарским царевичам, правда на короткое время. Падение политической роли Звенигорода сказалось и на его хозяйственном положении. Минул город и тракт, связывавший Москву с Западом. Но не прошли мимо войска, двигавшиеся к сердцу России. В начале XVII в. в Звенигороде стояли отряды обоих Лжедмитриев, польского королевича Владислава. И к 1622 г. в городе осталось лишь 37 посадских дворов. Зато растет монастырь. Царь Алексей Михайлович даже превратил его в свою загородную резиденцию. Вокруг монастыря были возведены каменные стены, построен царский дворец и Царицыны палаты, в 1652 г. канонизирован преподобный Савва — основатель обители, за стенами которой в 1682 г. во время стрелецкого бунта укрывалась царевна Софья, царевичи Иван и Петр Алексеевичи. В начале XVIII в. Звенигород остается центром уезда с малодоходным сельским хозяйством, которое еще больше подточило строительство Петербурга, куда переселилась часть жителей, образовав Звенигородскую улицу. В самом же Звенигороде к 1773 г. насчитывалось менее 120 дворов с одноэтажными, деревянными, крытыми соломой домами. Застойным оставалось городское хозяйство и в пореформенный период. Но если поразмыслить, то это, может быть, стало благом для москвичей. Звенигород стал подмосковным курортом. Минеральные источники близ города и у сДарьино, долина Москвы-реки в обрамлении лесистых холмов дали основание назвать эти места «Подмосковной Швейцарией». Курорт, основу которого составляют санатории, способен принимать до 200 тысяч отдыхающих. Особую привлекательность придают ему места, связанные с жизнью и деятельностью известных писателей и художников: Н.М.Карамзина, А.П.Чехова, И.И.Левитана, А.К.Саврасова. Здесь жили композиторы С.И.Танеев и П. И. Чайковский. Особое место в округе занимает Захарове — имение бабушки А.С.Пушкина М.А.Ганнибал. С 1806 по 1811 гг. здесь проводил летние месяцы будущий поэт. Новая специализация дала жизнь городу. В 1926 г. его население едва превышало 3-тысячный рубеж, к 1960 г. оно выросло втрое, к 1992 г.— впятеро. И если Вы не были в Звенигороде, то вспомните приглашение А.П.Чехова: «Непременно поедем…» Герб города Щит пересеченный. В верхнем червленом поле всадник в серебряном одеянии и лазуревой мантии на серебряном же скачущем коне с красною попоною, окаймленною золотом, влево колет золотым копьем черного дракона. В нижнем лазуревом поле большой золотой колокол с непонятными литерами по краю.